25.11.12. Кукла для родов

Каждый знает,  куклы – детская забава. Играя с ними, малыш творит и научается простым приемам заботы. Но, оказывается,  еще нужнее кукла женщине. Она просто необходима той, которая хочет, но не может родить ребеночка. Для того, чтобы случился этот чудный дар Небес, в своих фантазиях она должна тщательно проиграть все: вынашивание, сами роды и последующее выхаживание малыша. И лишь после того, как этот труд воображения состоится вполне, роды непременно случатся.

 В Кумаси (Гана) мы увидели таких кукол – вот одна из них. С ними играли и, наверное, играют еще ашантийские женщины. Это наивно по форме, но космически глубоко по содержанию.

Вспомнилось, кто-то в предыдущем путешествии записал в дневнике: «Чтобы стать Президентом, нужно уже быть Президентом». Чтобы случилось чудо, оно должно случиться, прежде всего, в вашем сознании. Дальше продолжайте сами…

 

В прошлом веке уже было доказано, что эпоха человеческого (неживотного) поведения и, стало быть, культура начались не с рождением человека. Они начались со вспышки способности приматов работать с символами. То есть культурное поведение, это поведение, зависимое от различений оттенков смыслового поля символов. Поведение обезьян зависит не от символов, а от знаков. Это подобно тому, как и поведение любого водителя на дороге  зависит от дорожных знаков. Знаки всегда точно указывают на что-то. Здесь животное в нас ведет себя точно так же, как и в птице, в корове, в хамелеоне, в верблюде… Незамеченный знак для всего живого на свете есть опасность или упущенная возможность.

Символ – это совершенно другое. Если коротко, это любой «кусок» реальности с огромным полем смыслов, которые могут быть нами взяты для последующего поведения. Дальше очень просто: умеешь различать символы – человек; не умеешь –скотина.

Африка удивила нас живым символизированием человеческого поведения, еще не утраченного под прессом цивилизации.

Вот, например, символ творческого начала всего на свете. Он встречает каждого на входе в старинный парк в Уиде (Бенин). Рога здесь не от расхожего «рогоносца». Это символы изобретательности, живучести и изящества горных коз, примененных к творческим способностям ума – потому и растут на голове. Важны и другие детали, но суть понятна – полнота твоего существования начинается с сильного и откровенного (взгляните на глаза чудища) желания быть и творчески продолжаться.

 

А вот и «параллель» — ровно эта же идея в «И цзин» выражена по-другому. В цикле вэнь вана это первая гексаграмма – здесь все черты сильные! Есть аналоги в учении Гермеса, в индуизме, в буддистском ганджуре, в алтайском билике и даже в современной теории активных систем – все едино. Твори! Твори в полную силу, откровенно радуясь и удивляясь творящемуся и тобой миру!

И Африка творит… Уже в Америке… генами президента. Уже и в Европе. В экипаже самолета Air France уже половина команды с шоколадными лицами. Скоро «в шоколаде» будут все – символы Африки зажигают и раскрашивают лица замороженной рациональной «мудростью» Европы. Как мы все понимаем, «зажигают» нынче не только символы Африки.

 
Вот символ вечной жизни – понятно же почему?! 

Для убедительности стоит посмотреть как в Бенине провожают умерших — с песнями, танцами, цветами и радостным боем барабанов. Например, в Ганвье, в этой африканской Венеции, знают, что смерть – это вход, а не выход.

 

Детки, провожающие «траурные» лодки, будут знать об этом с рождения. И в них не будет той, кажется, национальной печали, которою чаще других наполняются сердца и разговоры россиян.  Проплывающие мимо них лодки с покойниками – это и есть те «куски реальности», которые они прочтут весело!

 

И, может быть, этот малыш дорастет до той мысли Мамардашвилли, которую записал в свой дневник Энвер: «Человек – это состояние усилия быть человеком».

Кстати, по одному из недавних опросов, жители Ганы считают себя счастливыми почти в той же мере, в какой это сознают, например, швейцарцы.

 

В Боиконе (Бенин) можно рассмотреть символы бывших королей, сменявших друг друга на тронах Дагомеи. Причем каждый (!) король начинал свое правление с того, что 1) получал новое имя 2) придумывал изображение и символ своего правления 3) придумывал девиз – формулу властвования 4) строил новый дворец, воплощая в нем новую идею. И начиналась новая жизнь… Впрочем, это было еще у Платона в Кратиле: «Именем создается закон». Просто здесь это продолжают делать (пока, например,  Греция, потерявшая высокую философию эллинов, волнуется в поисках кредитов).

 

Фейерверк символизма нам удалось понаблюдать и даже немножко прожить на ашантийском празднике в Кумаси.

Во-первых, оцените значение самого праздника – это был день, когда король публично восстанавливал связь со своими ушедшими предками. Этим самым, оказывается, устанавливается баланс жизни/смерти для всего народа. Это происходит каждые 42 дня, и  мы еще в Москве проектировали свой маршрут так, чтобы попасть на встречу. Она получилась…

 

Вот и Его Величество…

Надо сказать, что встречи с королями (у нас их было три) ясно показывают, что как люди они не только умные, не только ответственные и потому глубокие, но еще, простите, породистые. Это не пустые, не формальные фигуры. Это Личности с большой буквы “Л”.

 

К примеру, уже вечером, после приема в своем дворце  Король Nana Odupon Okomfo Abeka Sifkafj II (не перепутайте, на фото – слева J) пришел вечером к нам в отель, чтобы, как он сказал, «убедиться, что мы разместились хорошо и ничто нас не тревожит». Помимо королевской работы он содержит приют сирот на 150 детей, вдет аграрный бизнес,  возглавляет ассоциацию развития жен вождей и еще много всего.

Сам праздник встречи описать трудно, поскольку это не похоже… ни на что. Кто встречался с королями – знает. Теперь ждем визита Его Величества к нам. Обещал – значит сделает. Это серьезно. Короли никогда не врут. Чиновник может – он временщик.  Король – никогда, он навсегда!

 

Научившись, вернее, настроившись на работу с символами, однажды мы смогли «прочитать» и полюбить странные поначалу изображения женщин на картинках местных художников. Почти всегда это фигуры с двумя широкими попами, с круглым животом впереди, с большой, но не торчащей грудью. Мы поняли, что во всех случаях это есть символ здоровой женской природы, способной  рожать, кормить и вынашивать за спиной ребеночка, продолжая тем самым неспешный вальс африканского племени. Торчащая грудь  не для этого же?!

Современную европейскую модель с подиума, женщину с узкими бедрами, впалой грудью и животом, с немного туповатым взглядом потухших глаз здесь, скорее всего, стали бы жалеть и лечить.

Кстати сказать, мы почти не встретили любовной символики. Эрос здесь имеет неожиданное лицо. Здесь он  не вожделение и сладострастие. Его эстетика – эстетика продолжения рода и семейственности. Это надежнее бунта гормонов и вспышек эмоций, не правда ли?!

 

Итак, местные жрецы вуду умеют «лечить» (это я о моделях с подиумов.)  Мы наблюдали за их таинством вместе со всеми…  И это не было спектаклем для туристов – все по-честному: жертвенный козлик, петух, кровь, плач за занавесью, танец полярных сил, исправление злого духа… Зрелище не из легких и, кажется, не вероятных. Но это существует. Это учит, волнует, будит, озадачивает, взрывается смыслами и вопросами… И самый серьезный из них мог бы быть сформулирован как-то так, по-декартовски: «Как возможен мир, в котором происходит это?»

А происходило не только это… Но все работало на наши цели. Мы же хотели понять Культуру с большой буквы «К».

 

Если путешествие наше  и удалось, то это потому, что оно было пропитано той благодатью, которую несет в себе труд добычи смыслов. Наши ежедневные посиделки — занятия были по сути ни чем иным, как смысловой разверткой увиденного, пережитого, понятого каждым по своему. Нас было 15 человек. Вместе с различением и интерпретацией смыслов  мы «плавали» в Культуре и делали это самыми, что ни есть «культурными» средствами – рассуждали на пятнадцати языках. Ведь язык – высшая форма символизма.

Из записи в рабочей тетрадке.

  • Бизнес, экономика с потерею символической работы  выпадают из культурного потока. Не случайно на телеканале “Культура” под культурой понимается лишь искусство. Получается,  экономика – это другое. Это заблуждение!
  • В  ориентации на прибыль (не на живучесть) бизнес сводит работу с символами к работе со знаками. Особенно это заметно в брэндинге. Хороший брэнд – это изощренный знак, который должен точно указывать клиенту на необходимость покупки. Брэнд, оставшийся символом, слаб. Здесь мощность символической работы  превращена в орудие отупления потребителей.
  • В компании нужно обязательно затевать работу с символами. И примеров умных в этом смысле компаний много. Логотип, фирменные цвета и прочая корпоративная лабуда – это слабые подмены символизма, который может приводить компании как к выдающимся успехам, так и к затуханию активности. Организациям нужны сильные символы, наполненные смыслами, ведущими к успеху. К успеху, понимаемому в восходящем к тонкому значению.
  • Компаниям нужны «куклы для родов».
  • Но чтобы символы работали на успех, их нужно уметь читать. В компаниях следует серьезно заниматься работой по «прочтению» и «проживанию» символов. И в этом труде должны быть  задействованы все сотрудники, по подобию юных жителей Уиды, отдавшихся вместе с нами, как сейчас уже кажется, сказочному ритуалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако, в базисных слоях культуры находятся не только символы, но и кое-что другое. И это «другое», возможно, мощнее по своему влиянию на нас. Это нам тоже удалось увидеть.

Продолжим в другой раз…

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru