Выход наружу

Обычная картина Индии представляется издали в красках из мелких торговцев, торгующих прямо с тележек,

1

из разноцветья сари, из бродячих коров, собак, свиней и обезьян на тротуарах,

2

из множеств танцующих божеств на воротах бесчисленных храмов среди вечно недостроенных домиков между зеленью,

3

из потоков мотоциклов и машин на дорогах, едущих во все стороны одновременно… Так и есть. Вернее, есть и так.

4

Но из огромного разнообразия индий, которые можно увидеть в Индии, мы выбрали для Живой параллели только три: 1. Индию развивающуюся – технопарки в Бангалоре; 2. Индию медитирующую – ашрам в Пондичери; 3. Индию супра-ментальную — город Матери и Ауробиндо в Ауровиле. И этого оказалось достаточно для переполнения воображения.

С недавних пор Бангалор превратился в место рождения огромного количества предпринимательских инициатив. Часть из них обрамлена в стеклянные технопарки или деловые центры,

5

а часть просто струится по улицам города,

6

вытекая из интернет-кафе, коворкингов и, бесчисленных столовок и храмов. Внутренним толчком к этому потоку стал ряд разрешений правительства об инновациях, а внешним, как рассказывают здесь, речь Президента США о том, что всем предпринимателям не мешало бы «обангалориться», то есть, начать вести свои дела в благодатном климате и человейнике Бангалора. И теперь здесь, наверное, каждый индус либо уже мечтает начать свое дело, запустить «стартап», проснуться к созиданию, либо уже что-то пробует, либо вот-вот загорится от предпринимательского зуда, преодолевая замшелую коррупцию.

Разумеется, во многом эта предпринимательская лавина подобна суете. Как и всюду, из сотни стартапов к выходу пробивается один-два. Но стоит помыслить количество людей в Индии, то станет понятно, что это … очень много. Наглядно это обстоятельство выразила одна наша соотечественница, работающая уже несколько лет в Бангалоре: по количеству людей это примерно десять Россий. И пусть многие бедны и задавлены поиском еды и жилья. Но людей со средним и выше среднего достатком здесь… «ну, как две России». И если эти «две России» начнут создавать стартапы, технопарки, ТИРы (территории инновационного развития) ТОРы (территории особого роста) и другие свободные от многовековой замкнутости пространства, то… можно посчитать.

Мы увидели несколько обстоятельств, удивительным образом отличающие индийский поток развивающих вызовов миру:

  1. Готовность предпринимателей работать долго и бесплатно, надеясь на будущий успех
  2. Редкостная услужливость индусов. «Обангалориться» это означает еще и покупаться в дешевом море разнообразнейших услуг, которыми будет искренне окутан бизнес

7

  1. Глубинная вера в карму, недопускающая многих неэтичных поступков. Даже в суперсовременных офисах всегда можно встретить место для интимной молитвы.

8

  1. Природная любознательность людей. Им интересно все – кто ты, что ты делаешь, как делаешь, что происходит рядом… И все это по-доброму и ненавязчиво
  2. Какая-то внутренняя тяга к гармонизации хотя бы маленького пространства рядом с собой. Мы наблюдали как поутру люди рисуют на порогах своих домов мандалы,

9

как разукрашивают машины, домики, лифты в офисах и даже рекламные щиты цветами и знаками божественной милости.

10

  1. Живой интерес к образованию. Образование в Индии – особая страница ее культуры, в которой переплетаются и глубокие традиции, и недоступность для большинства, и вера людей в то, что образование принесет им благополучие, и почитание учителей. Мы почувствовали все это во встрече со взрослыми студентами элитного кампуса одного из старейших институтов Индии.

11

 

И понятно, что все это несет то возбуждение спокойствию стареющей Европы, без которого она уже сама, наверное, обновиться не сможет.

Однако, все здесь странно для чужеземца. Например, мы не можем себе объяснить как гармонизирующий дух индусов сочетается с грудами мусора на дорогах, как еда одновременно может сочетать в себе жгучую остроту и сладость, как можно обходиться без аварий на дорогах при полном несоблюдении дорожных правил и многое другое. Но одно совершенно понятно – Индия неспешно выходит наружу из интравертной купели.

Наше исследовательское намерение здесь состоит в том, чтобы на примерах Индии, Бутан и Непала, взятыми из культуры наших стран (в нашей команде – граждане России, Литвы и Польши), понять какие-то ее закономерности, чтобы чуть приподняться в понимании ее принудительного и одновременно развивающего действия. Мы надеемся, что это поможет нам со смыслом помогать Культуре в ее работе по увеличению и наших жизненных сил, а значит, и помогать самим себе.

Из дневниковой тетрадки…

  • Культура – вовсе не «комфортный климат, способствующий эффективности деятельности организации», как это часто представляется в менеджменте, а особенный способ добычи жизненных сил людей для повышения их живучести в усложняющемся мире. Этот способ стоит пытаться понять, чтобы с толком использовать по назначению.
  • Драгоценности культуры не появляются внезапно, а медленно выращиваются по подобию индуизма, чтобы когда-то в изменившихся обстоятельствах засверкать ярким светом новых возможностей ее носителей. Многие и многие годы созревание ее сил может не приводить к заметным преимуществам. Мудрость следования ее законам состоит не в радости коротких опережений, а в создании фундаментальных причин долгосрочного счастья.
  • Смена образа жизни связана со сменой ценностей. Одно без другого не происходит. Сознательный разворот линии пути (например, многочисленных жителей Бангалора) свидетельствует о переменах в структуре ценностей. В других ситуациях природа лишь тащит нас, не обращаясь с нами как с субъектами.
  • Разрыв между чувственно переживаемом целом и мысленно схваченным дробным – могучий ресурс для развития культуры и через нее – нас самих. В практике управления организациями это ресурс даровой и напрасно залежалый. Его стоит задействовать особенно там, где успех связан с непрерывным становлением компании.
  • Очень важно сознавать свою самость, состав сил, которыми наполняются именно твои паруса, а не уподобляться кому бы то ни было. В поворотах обстоятельств жизни эта работа культуры в нас чаще приносит успех.

После Бангалора мы направились в места, где успокоенный в потоке нерефлексирующей веры ум торжествует над логикой. Это ашрам Шри Ауробиндо в Пондичери и город Ауровиль, созданный Матерью как воплощение его замысла человечества новой эпохи – анархического этичного индивидуализма.

Перед отправкой – фото команды в круге старинного символа науки и технологичного образования Индии.

12

Кстати, это тот самый символ, который едва ли можно разглядеть уже и за многими известными европейскими брэндам, например, такими как Land Rover, Jaguar и многими другими.

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru