Матримандир

Ашрам Шри Ауробиндо и город его мечты, воплощенный Матерью, соединились для нас в одно целое. Хотя разница между ними большая. В ашраме сакральное поддерживается. В Ауровиле – воплощается.

Ашрам, как оказалось, это пространство прямого обращения к духу Мастера. Оно образуется регулярными коллективными медитациями, оживлением его текстов, беседами о нем и его философии, переоткрыванием значения главных идей, исторических событий его жизни и исполнением так или иначе понятых смыслов учения. Для всего этого есть место и в самом ашраме,

a-1

… и на улицах города, приютившем ашрам. Это город Пондичерри, где великий философ давал свое знание.

a-2

Конечно же, город живет и своими событиями – мы попали в дни праздника пуджи, посвященного в этот раз, как ни удивительно, инструментам, то есть средствам усиления человеческих возможностей. В честь этого события все машины в городе разрисовываются священными символами, украшаются цветами,

a-3

празднично изменяется торговля,

a-4

и, похоже, украшается все живое.

a-5

Но удивительно не это, а то, что праздник здесь не выглядит дополнительным выходным, а больше похож на радостный, но все же труд. Люди в праздник занимаются тем самым «деланием», которое необходимо ровно так же, как и будничные заботы. Но только поважнее. Чествовать богов и учителей здесь принято откровенно, по-честному и серьезно. А поскольку судьба этого города теперь повязана судьбою Шри Ауробиндо, праздничный поток здесь завершается коллективной медитацией в его ашраме. В этот раз он принял и нашу команду… Непривычно для нас, но совершенно естественно для всех молчащих рядом — и молодых, и зрелых, и престарелых.

Все же не напрасно говорят, что Индия сохраняет свою духовную силу, не растворяя, не изнашивая ее в шестеренках глобализации. И, видимо, в толщине ее духовного слоя еще очень долго будут рождаться, если не религии, то ценностно окрашенные предложения миру.

И вот Ауровиль – город, созданный духовной «половинкой» Ауробиндо – Матерью как воплощение его мечты о жизни будущего человечества…

a-6

Явление, без сомнений, планетарное. И странное. Здесь просто живут, как и всюду, с виду обыкновенные люди. Но по всему видно, что все они стремятся строить свою жизнь по заповедям.

a-7

И именно это странно, поскольку многим напоминает секту. Однако, известно, что любое новое мы понимаем через старое, оттого и часто ошибаемся.

В городе создано могучее символическое пространство, создающее отчетливые линии понимания смыслов Ауровиля. К некоторым символам можно даже прикоснуться.

a-8

Но вершиной этого пространства Мать сделала Мантримандир. И теперь это чудо мистически вдохновленной фантазии царит над всеми жизненными процессами города – мечты философа.

a-9

Попасть в него можно не сразу и лишь после непростой ритуальной процедуры. Но это стоит сделать непременно. При всех сомнениях в живучести идеи города будущего там живет его Дух.

И теперь быт ашрама и Ауровиля волнует смыслами…

  • Оказывается, можно не управлять людьми в тех значениях, которыми оперирует менеджмент. Достаточно либо создать и поддерживать мощное символическое поле, либо ценностно «выкрасить» миропонимание людей, либо затеять и закрепить в нормах жизни понятные и непрерывно возобновляющиеся «игры», либо позволить развиваться каким-то определенным деятельностям, как вся эта «механика» культуры начинает править сама, то есть без руководствующего вмешательства. Так, например, в Ауровиле нет мэра или какого-то подобного лица, а жизнь течет по отчетливому руслу.
  • Оказывается можно создавать несбалансированные культуры, если создан тот контекст, который надежно охраняет значимые для жизни смыслы.
  • Можно освобождаться от пленящей власти культуры. Но для этого необходимо решительно ломать, изменять ее средства. Смена образца поведения и, самое существенное, мышления происходит вместе (или вслед) с изменением ее «тела», в котором тлеет ее Дух, ее физическая» единица» — смысл. И видимо совершенно правильно поступают те, кто разбивает памятники, меняет названия улиц, поднимает на пьедесталы ничтожные фигуры истории, сочиняет новые мифы жития народа – все это непременно приводит к появлению нового поколения, которое напрочь забудет свои корни. А дальше – как выйдет. Кто ж может знать в какую сторону пойдет линия новых произведений от произведений? Но знать это или хотя бы размышлять о последствиях культурного вмешательства непременно надо! Мы увидели, что в мировом эксперименте по имени «Ауровиль», это понимают. Но вряд ли удерживают взятую линию смыслов.
  • Оказывается, нелинейность, слабая предсказуемость динамики культуры, благодаря которым каждый следующий ее шаг все труднее различим в тумане неопределенности – это тот способ, каким она помогает подъему нашего мышления. А есть ли иной способ вырастить человека думающего, щадящего и одновременно радостно строящего свое будущее в ряду сменяющих друг друга творцов?

a-10

Мы попробовали прожить в ритме будней хотя бы короткое время. Что-то получилось душевно…

a-11

… что-то — весело

a-12

И едем дальше, дальше…

Четвертый день наша замечательная команда путешествует по Бутану, по единственной стране на карте мира, которая осмелилась признать, что показателем прогресса может быть только Счастье.

a-13

Вместо бездушного Валового Национального Продукта она создает Валовое Национальное Счастье. И Его здесь много.

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru