Матримандир
Ашрам Шри Ауробиндо и город его мечты, воплощенный Матерью, соединились для нас в одно целое. Хотя разница между ними большая. В ашраме сакральное поддерживается. В Ауровиле – воплощается.
Ашрам, как оказалось, это пространство прямого обращения к духу Мастера. Оно образуется регулярными коллективными медитациями, оживлением его текстов, беседами о нем и его философии, переоткрыванием значения главных идей, исторических событий его жизни и исполнением так или иначе понятых смыслов учения. Для всего этого есть место и в самом ашраме,
… и на улицах города, приютившем ашрам. Это город Пондичерри, где великий философ давал свое знание.
Конечно же, город живет и своими событиями – мы попали в дни праздника пуджи, посвященного в этот раз, как ни удивительно, инструментам, то есть средствам усиления человеческих возможностей. В честь этого события все машины в городе разрисовываются священными символами, украшаются цветами,
празднично изменяется торговля,
и, похоже, украшается все живое.
Но удивительно не это, а то, что праздник здесь не выглядит дополнительным выходным, а больше похож на радостный, но все же труд. Люди в праздник занимаются тем самым «деланием», которое необходимо ровно так же, как и будничные заботы. Но только поважнее. Чествовать богов и учителей здесь принято откровенно, по-честному и серьезно. А поскольку судьба этого города теперь повязана судьбою Шри Ауробиндо, праздничный поток здесь завершается коллективной медитацией в его ашраме. В этот раз он принял и нашу команду… Непривычно для нас, но совершенно естественно для всех молчащих рядом — и молодых, и зрелых, и престарелых.
Все же не напрасно говорят, что Индия сохраняет свою духовную силу, не растворяя, не изнашивая ее в шестеренках глобализации. И, видимо, в толщине ее духовного слоя еще очень долго будут рождаться, если не религии, то ценностно окрашенные предложения миру.
И вот Ауровиль – город, созданный духовной «половинкой» Ауробиндо – Матерью как воплощение его мечты о жизни будущего человечества…
Явление, без сомнений, планетарное. И странное. Здесь просто живут, как и всюду, с виду обыкновенные люди. Но по всему видно, что все они стремятся строить свою жизнь по заповедям.
И именно это странно, поскольку многим напоминает секту. Однако, известно, что любое новое мы понимаем через старое, оттого и часто ошибаемся.
В городе создано могучее символическое пространство, создающее отчетливые линии понимания смыслов Ауровиля. К некоторым символам можно даже прикоснуться.
Но вершиной этого пространства Мать сделала Мантримандир. И теперь это чудо мистически вдохновленной фантазии царит над всеми жизненными процессами города – мечты философа.
Попасть в него можно не сразу и лишь после непростой ритуальной процедуры. Но это стоит сделать непременно. При всех сомнениях в живучести идеи города будущего там живет его Дух.
И теперь быт ашрама и Ауровиля волнует смыслами…
- Оказывается, можно не управлять людьми в тех значениях, которыми оперирует менеджмент. Достаточно либо создать и поддерживать мощное символическое поле, либо ценностно «выкрасить» миропонимание людей, либо затеять и закрепить в нормах жизни понятные и непрерывно возобновляющиеся «игры», либо позволить развиваться каким-то определенным деятельностям, как вся эта «механика» культуры начинает править сама, то есть без руководствующего вмешательства. Так, например, в Ауровиле нет мэра или какого-то подобного лица, а жизнь течет по отчетливому руслу.
- Оказывается можно создавать несбалансированные культуры, если создан тот контекст, который надежно охраняет значимые для жизни смыслы.
- Можно освобождаться от пленящей власти культуры. Но для этого необходимо решительно ломать, изменять ее средства. Смена образца поведения и, самое существенное, мышления происходит вместе (или вслед) с изменением ее «тела», в котором тлеет ее Дух, ее физическая» единица» — смысл. И видимо совершенно правильно поступают те, кто разбивает памятники, меняет названия улиц, поднимает на пьедесталы ничтожные фигуры истории, сочиняет новые мифы жития народа – все это непременно приводит к появлению нового поколения, которое напрочь забудет свои корни. А дальше – как выйдет. Кто ж может знать в какую сторону пойдет линия новых произведений от произведений? Но знать это или хотя бы размышлять о последствиях культурного вмешательства непременно надо! Мы увидели, что в мировом эксперименте по имени «Ауровиль», это понимают. Но вряд ли удерживают взятую линию смыслов.
- Оказывается, нелинейность, слабая предсказуемость динамики культуры, благодаря которым каждый следующий ее шаг все труднее различим в тумане неопределенности – это тот способ, каким она помогает подъему нашего мышления. А есть ли иной способ вырастить человека думающего, щадящего и одновременно радостно строящего свое будущее в ряду сменяющих друг друга творцов?
Мы попробовали прожить в ритме будней хотя бы короткое время. Что-то получилось душевно…
… что-то — весело
И едем дальше, дальше…
Четвертый день наша замечательная команда путешествует по Бутану, по единственной стране на карте мира, которая осмелилась признать, что показателем прогресса может быть только Счастье.
Вместо бездушного Валового Национального Продукта она создает Валовое Национальное Счастье. И Его здесь много.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.