Новая Зеландия 2019. Культурологическое резюме
Экспедиция менеджеров «ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ-Global», Этап 1, Новая Зеландия — 2019
- Подход к анализу культуры
- Базовые смыслы культуры киви
- Условия становления смыслового ядра культуры
- Свидетельства укрепления культуры киви
- Благодатные факторы укрепления культуры
- Состояние фазы жизненного цикла культуры
- Пробное прогнозирование перспектив культурной динамики
1. Подход к анализу культуры
- Культура рассматривается здесь не как «высокое искусство», а как вся сфера надбиологических явлений жизни («вторая природа»). Она возникла в ходе эволюции психосферы человека и теперь коренится в ментальном пространстве людей, в котором «разыгрывается» жизнь.
- «Единицей» культуры является смысл, формирующийся у людей как эмоционально и ценностно окрашенное переживание значения текущего момента жизни.Способность к порождению и продуцированию смыслов составляет коренное отличие человека от животного.Ничто в ней не существует вне и прежде смысла.
- Яром любой культуры являются базовые смыслы, сформированные обществом и регулирующие поведение его членов. Границы между культурами, странами, сообществами и цивилизациями есть границы порождения, комбинирования, конвертации, интерпретации, ретрансляции смыслов.
- Благодаря способности рождать, укреплять и менять базовые смыслы, культура проявляет свойства субъекта, обладающего возможностями саморефлексии, самоорганизации и саморазвития;
- Смыслы проявляются, закрепляются в обществе и действуют с помощью особенных средств культуры: традиций, норм, институтов и всего прочего, что образует пространство (тело) культуры.
- У культуры есть эволюционная функция. Поскольку она есть специфический (человеческий) инструмент существования как продолжения себя в меняющемся мире, то функция культуры – повышение жизненных сил людей, общества и человечества.
- Исследовать культуру – это двигаться к пониманию ее базовых смыслов через интерпретацию поведения людей (общества) и средств, которыми смысловое ядро культуры проявляет себя, чтобы уметь оценивать живучесть культуры в текущий период ее существования и определять направления ее развития – в будущие.
2. Базовые смыслы культуры киви
Формула смыслового ядра культуры киви на момент нашего пребывания в Новой Зеландии (НЗ) видится так:
«ЖИЗНЬ МОЖЕТ И ДОЛЖНА БЫТЬ НЕПРЕКРАЩАЮЩЕЙСЯ БЛАГОДАТЬЮ ДЛЯ ВСЕХ, КТО СОБЛЮДАЕТ НАШИ УМНЫЕ ПРАВИЛА».
Это значение существования жителей НЗ как носителей культуры наиболее отчетливо проявляется в их ценностях, которые удалось выявить в интервью с представителями различных социальных групп НЗ и сформулировать по ходу интерпретации феноменов культуры и поведения людей. На этой основе возник следующий ряд определений этих ценностей:
- Дружелюбие и взаимопомощь;
- Неформальность отношений и деятельностей;
- Интеграция как включенность в общее пространство существования;
- Вовлеченность в происходящее;
- Проживание с эмпатией (вчувствованием);
- Выполнение правил о договоренностях;
- Отсутствие критических напряжений в деятельностях и отношениях;
- Толерантность по отношению к иному;
- Благотворительность;
- Жизнь без «показухи».
Обобщенная метафора культуры НЗ может быть собрана из следующих версий:
Культура «расслабления»; культура «благодати»; «безусловной возможности счастья»; «схваченной за хвост фортуны»; «поцелованного Богом места на планете» и подобных им.
3. Условия становления смыслового ядра культуры
Становлению такого смыслового ядра киви способствовал ряд обстоятельств:
- Благоприятный климат круглый год с небольшими и милыми вариациями, создающими разнообразие возможностей для благодатной жизни;
- Удаленность от потоков мировых соблазнов;
- Относительно равное соотношение сил и интересов англичан (экспатов) и маори;
- Наличие исторически желанного равновесия между заинтересованными сторонами развития культуры: длительные конфликты между воинствующими племенами маори нуждались в разрешении; к моменту соглашения маори представляли собой серьезную силу, вооруженную самими англичанами за предшествующий период; невозможность подтянуть могучие силы Старого Света к островам из-за их удаленности; наличие богатого ресурса жизнеобеспечения при малом населении островов и другое;
- Прецедент благоприятного исхода соглашения Вайтанги между англичанами и маори в 1840 году. В соответствии с соглашением НЗ переходила в управление Великобритании, в обмен на это маори сохраняли свои имущественные и неимущественные права, получали покровительство Великобритании и передавали Великобритании исключительные права на покупку у них земель;
- Пришельцами были «третьи сыновья» английских лордов, заинтересованные не в завоевании и в воинской доблести, а в благополучии и покое;
- Перенос на острова лучших достижений мировой цивилизации, сразу включенных в экономическое становление НЗ;
- Благодатные тенденции общего распада колониальной системы.
Эти и другие факторы способствовали быстрому укреплению смыслов всеми средствами культуры.
4. Свидетельства укрепления культуры киви
Становление ядра культуры НЗ сопровождалось возникновением и увеличением разнообразия ее медиасферы – средств проявления и укрепления смыслов. Основными классами этих средств можно считать класс доминирующих видов деятельности островитян; класс символических средств (ритуалы мифы, артефакты, язык и другое); класс игр, в которые включалось общество; класс инстинктов культуры – закрепленных в ценностях «правильных» моделей поведения.
Эти средства, с одной стороны, проявляют смыслы и, с другой стороны, создают устойчивые модели мышления людей, посредством которых культура властвует над их поведением.
Наглядными примерами проявления смыслового ядра культуры киви и укрепления ее власти с помощью медиасферы могут служить следующие:
- Создание правил деятельности, восходящих к опыту соглашения Вайтанги;
- Утверждение правил строго выполнения договоренностей, контролируемое со сторон главных участников диалога культур;
- Ориентация образования на укрепление достигнутых преимуществ соглашения. В основание миссии образовательных учреждений положена идея адаптации, интеграции разнородных культур к принятым правилам поведения в НЗ;
- Создание умеренной асимметрии власти в обществе – представительства в государственной власти обеих сторон культурного диалога;
- Успех исходов совместных событий: об использовании земли; о языках; о выходе из экономических кризисов; о сохранении уникальной природы; о преодолении тягот и потерь в первой мировой войне и пр.;
- Отчуждение белого населения острова от чопорной культуры англичан и устремление к «исправлению» ее недостатков на новой земле;
- Укрепление ценностей в новых поколениях повторением успешного опыта благодатной жизнедеятельности;
- Использование технологий мирового уровня в позиции «чистого листа» без подражания модным трендам, но с предельно прагматичной логикой («что из всего этого стоит нам взять для себя, чтобы сохранить достигнутое?»);
- Продолжение диалога культур с «чистой» историей, не отягощенной катастрофическими изломами и «больной» памятью»;
- Выбор из мирового культурного потока лишь необходимого для себя, соответствующего смысловому ядру (легкие дома, простое расположение инфраструктуры поселений, простую одежду, еду и пр.);
- Выбор формы правления страной с малой «дистанцией» до власти, позволяющей совместно вырастать в одинаковых ценностях;
- Однородность вовлеченности людей в укрепление культуры без возникновения удаленных территорий (глубинки), без формирования центра и периферии;
- Создание пространства позитивных культурных игр, в основании выигрыша которых лежит идея совместно-раздельного счастья;
- Увеличение количества примеров благотворительности и непосредственного добровольного участия граждан в различных социальных процессах, акциях, проектах. Волонтерство укрепляется как традиция в таких областях как спорт, искусство, сохранение культурного наследия, скорая помощь, социальные службы, здравоохранение, образование, консервация и охрана природы;
- Создание относительно однородного символического пространства без разделения на символы бедных и символы богатых (жилища, автомобили, оформление улиц, одежда, специальныеатрибуты статуса и пр.)
5. Благодатные факторы укрепления культуры
Относительно быстрому и надежному укреплению смыслового ядра культуры в Новой Зеландии способствовал ряд благоприятных для этого факторов. Представляется, что такими факторами явились следующие:
- Избыток разнородных возобновляемых ресурсов островов, необходимых для выбранной формы жизнедеятельности – земли при малом населении, воды, пастбищ;
- Стабильный и благоприятный для жизни климат с относительно низким размахом вариаций климатических факторов;
- Изолированность от вмешательства иных культур, обусловленная большим расстоянием от центров мировой активности. Это обстоятельство придало диалогу культур, который происходил и происходит на острове, характер устойчивого адаптационного процесса;
- Появление в управлении страной умных лидеров на ключевых этапах формирования культуры. В основном это были лидеры трансформационного (не героического) характера, сумевшие вовлечь население в конструктивное строительство культуры в выбранном направлении (к благу);
- Отсутствие серьезных вызовов к изменению смысловых значений – войн, голода, революционных открытий и пр.
Все это придало устойчивость процессам формирования современной культуры киви.
6. Состояние фазы жизненного цикла культуры
Культура динамична и любая форма культуры объективно меняет фазы своего жизненного цикла. Понимание текущего состояния конкретной культуры позволяет объяснить ряд явлений культуры и высказать суждения относительно ее будущего.
Для анализа этого аспекта культуры уместно в качестве меняющейся характеристики культуры взять «продуктивность ее смыслового ядра». Здесь «продуктивность» — это способность культуры порождать своими средствами (всей медиасферой) образцы поведения, обеспечивающие высокое качество жизни ее носителей (живучесть). Такой взгляд на траекторию жизненного цикла культуры исходит из понимания того, что 1) у культуры есть функция и 2) главная функция культуры – повышение живучести ее носителей и самой себя в усложняющихся контекстах.
Представляется, что культура киви находится примерно в середине фазы роста с переходом к фазе старения (Рис).
Признаками такого состояния культуры являются следующие:
- Противоречия между компонентами культуры (между ценностями, между формами деятельности, между символами, между культурными играми и всем тем, что образует морфологию культуры) находятся в сбалансированном, гармоничном состоянии, не создающем вызовы к изменениям сложившегося уклада жизни;
- В риторике властных структур, как и в риторике обычных граждан заметно полное согласие с выбранным курсом культурного строительства и следование выбранной магистрали развития;
- Низкая чувствительность к изменению глобального культурного контекста, создающего вызовы всем культурам планеты;
- Доминирование культурного творчества страны в направлении улучшения своих существующих форм, а не в создании новых (работа над сохранением экологии, декарбонизация, укрепление фермерства, адаптация населения и иммигрантов к сложившемуся жизненному укладу, опора на туристическую привлекательность географических преимуществ страны и пр.);
- Преобладание адаптационных форм образования населения – не гонка за мировой инновационной конкуренцией, а социализация, интеграция (включение) населения в сложившийся культурный уклад;
- Преобладание лидеров «горизонтального» типа – способных к влиянию на укрепление существующей культурной «ниши», а не на поиски новой;
- Тотальное признание достигнутой благодати как результата культурного развития;
- Умеренное следование тенденциям мирового цивилизационного прогресса.
7. Пробное прогнозирование перспектив культурной динамики
Исходя из предыдущих суждений, возможен осторожный прогноз перемен в культуре киви. Некоторые признаки этих перемен представляются следующими:
- Повторение во всех сферах жизнедеятельности норм, продемонстрировавших свой успех в текущей жизни – уточнение правил совместной жизни, совершенствование (не развитие) образования, постепенное расширение прав маори, создание привлекательных условий для иммигрантов и пр. Представляется, что эта инерция культуры будет демонстрировать себя еще 5 – 7 – 10 лет;
- Нарастание удивления неожиданным явлениям в культуре, предсказание которых было маловероятным. Например, удивление тому, что маори до сих пор считают европейцев завоевателями своих земель и привилегированным классом. Особенно это чувствуется в сельской местности, где велика безработица, куда «не заглядывает» туризм. Удивление тому, что существует и действует так называемый «Трибунал Вайтанги», разбирающий иски маори на незаконно выкупленные земли. Удивление тому, что рекрутинг в гангстерские группировки маори соперничает с рекрутингом в армию,. Тому, что расширяющаяся диаспора китайцев культурно «не смачивается» с культурой киви, и другому;
- Осознание и признание закономерности в учащающихся примерах возникновения случайных обстоятельств, побуждающих все слои общества к переменам в сложившемся укладе культуры (политики, ценностях, экономике, творчестве). Так, например, постепенно усилится расслоение в обществе. Символические атрибуты этого расслоения уже нарастают – увеличивается количество дорогих и сверхдорогих яхт в Окленде и Вангарей, дифференцируются определенные районы в городах, за которыми закреплен статус “яппи” или “старых денег”. Квинстаун на Южном острове уже выбран сильными мира сего (в основном гражданами США) как место, где можно спастись от политического и климатического кризиса;
- Осознание некоторой беспомощности культуры по отношению к переменам в контексте (экспансия чужих культур, изменения климата, технологический взрыв, кризис мирового экономического уклада, кризис образования и пр.);
- Начало глубокого изучения и прогнозирования общемирового контекста с отставанием от темпа его развития;
- Серьезное обращение к подъему науки и образования – поиск новых форм развития;
- Трансформация смыслового ядра культуры, выход культуры из зоны комфорта;
- Преображение средств культуры и жизненного уклада культуры киви.
Но все будет хорошо!
Андрей Теслинов,
12 апреля 2019
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.