Остров субъектов или страна людей без масок
Когда на одной территории оказываются несколько субкультур, сформированных вокруг существенно удаленных друг от друга ценностей, то рано или поздно культура, в основании которой находится ценность «выживать любой ценой», начинает замещать все другие. Такой культуре присущи максимальная энергия живучести и жестокость по отношению к другим. Эта закономерность известна и в теории игр. Оказывается игрока с высшим рангом рефлексии побеждает игрок с нулевым рангом.
Известно, что в этих условиях есть два варианта поведения. Первый – это поставить непреодолимый физический, юридический, тюремный или любой другой забор, отделяющий «простейших» от всех других. Второй вариант – это создать условия для втягивания их в культуру других, более «тонких» ценностей, прежде всего, через образование и разные формы совместной деятельности. По первому пути шли практически все колонисты и оккупанты, создавая на покоренных территориях резервации, закрытые зоны, концентрационные лагеря. Второй вариант сегодня безуспешно реализуют Европа и США, судя по коллапсу, который возникает на границах черного и белого миров.
Оказывается, есть еще и третий вариант – решительно усложниться по отношению к «простейшим», чтобы уметь находить превосходящие их способы устойчивого, неразрушаемого исполнения своего замысла движения к благу. Похоже, что этот третий вариант создан в Орании – в одном из муниципальных образований Северо-Капской провинции ЮАР.
Два часа полета из Кейптауна в Кемберли (над знаменитыми алмазными трубками De Beers),
… два часа дороги на юг, и уже в совершенной темноте нас радушно встречают белые люди, говорящие на незнакомом языке и без масок. Наш проводник переводит: «Добро пожаловать в Оранию – страну потомков буров, свободных африканеров!» Размещают в светлых уютных комнатах, обильно кормят и обещают после восхода солнца все показать и рассказать.
Поутру оказалось, что мы в чудесном кемпинге
… на берегу самой длинной в Африке Оранжевой реки.
Здесь в 1991 образовалось поселение, сформированное по давней мечте африканеров – создать независимую, безопасную в культурном и физическом смыслах самоуправляемую территорию на принципах развивающейся этической субъектности. И, судя по увиденному и услышанному, интеллигенция Орании устойчиво реализует эту цель, а согласившиеся с нею простые фермеры спокойно и, как видится, с радостью и гордостью воплощают своим трудом и отдыхом этот светлый замысел. Других людей здесь попросту нет, поскольку право на поселение и приобретение земли в Орании получают только те, кто проходит испытание на приверженность ее принципам:
- Сохранение культурной идентичности африканеров;
- Самостоятельный и ответственный труд без эксплуатации любого чужого труда;
- Исповедание христианских (протестантских) заповедей.
В интернете об Орании можно кое-что почитать. Это будут сомнительные, восхитительные, критические, предупреждающие мнения и реплики, тексты, претендующие на научные исследования этого феномена (последних не много). Как бы ни было – этот феномен есть. Есть живые, умные люди без антиковидных масок и без масок в диалогах по любым вопросам их жизнеустройства.
Нечто подобное, подобный замысел и поведение, хотя и несколько в другой окраске, наша команда «Живой параллели» встречала в индийском городе Ауровилле. На планете были, есть и будут еще другие подобные попытки построить по-своему справедливый мир. Но здесь, в Орании этот мир строится в очень специфичных условиях. Это происходит в условиях сильно недружелюбного окружения: богатые белые потомки английских колонизаторов; не нашедшие еще себя в историческом потоке черные и цветные; обиженные черные; приспособившиеся разные, агрессивно протестующие против белого мира; умные и не очень….
Но существеннее всего то, что стройку своего «здания» ответственной субъектности (у них еще нет завершенного имени этому укладу жизни) им приходится возводить на фундаменте капиталистических отношений с близким и дальним мирами. Это очень усложняет экономику Орании. По сути, это та стена о которую разрушаются любые концепции справедливости. Эта же стена является пределом развития всех «бирюзовых» отношений, которые нынче бодрят умы управленцев. Но в Орании уже создано много сложных решений, защищающих ее ценности от торжества капитала, слабеющего на наших глазах вместе с самой идеей либерализма. Добывать в таком воспаленном пространстве этично окрашенное счастье – очень серьезный вызов.
Не буду пока описывать очень и очень интересные решения, на которых строится этот «остров субъектности» – это еще предстоит понять. Все же фокус наших наблюдений в этой экспедиции – средства культуры, которыми она укрепляет свои позиции. Они здесь интересные. В усиление продуктивных форм деятельностей здесь создается весьма продуманное символическое пространство, выстроенное из разных классов средств — мы собираем их в своих дневниках.
Так, необычен и одновременно красноречив основной символ оранийских африканеров, который можно видеть здесь повсюду. Это парень, засучивающий рукав для работы. Его называют здесь «Маленьким гигантом».
При возможно разных интерпретациях этого символа каждому понятно: (1) здесь живут только труженики, не признающие эксплуатацию других людей; (2) берущие на себя ответственность за содеянное и (3) готовые защищать свой мир. Разумеется, теперь вся наша команда везет отсюда разные реплики этого уверенного в своем деле парня.
В поселении прижились разные культурные практики, которыми регулярно оживляются базовые смысловые структуры жителей. Это праздники по поводу ключевых дат, положенных в основу мифологической системы поселения; разные мероприятия, связанные с совместным принятием сложных решений; религиозные ритуалы, лишенные пафосности и многое другое.
Здесь создано несколько институтов; действуют различные коллективные советы; выпускаются свои журналы и газеты; публикуются собственные книги; вещают свои собственные видео и аудиоканалы, выпускаются собственные деньги со значимой символикой;
… передаются только им понятные сообщения на родном языке (африканес).
Непростое, но закономерно складывающееся символическое пространство идеи, укрепляющей уверенность мирян в правильности выбранного пути.
Из дневника экспедиции
- Символ – это форма психосферной медиации, проявляющаяся в свободной интерпретации любых явлений реальности и выполняющая функцию средства проявления и закрепления смысловых структур. Как метко замечал К. Юнг, «Его эстетическая форма должна столь убедительно действовать на чувство, чтобы против него не поднимались никакие аргументы»;
- Поведение направляется теми значениями, которые человек создает в актах символизирования;
- Культура – это такая организация моделей поведения, которая зависит от использования символов;
- Символы необходимо создавать как средства самосоздания функций, усиливающих живучесть сообществ, организаций.
Прожив несколько дней в дискурсах с основателями Орании
… и в ознакомительных экскурсиях по следам приостывшей алмазной лихорадки в Кемберли, летим в Йоханесбург, в густо почерневшую столицу южной Африки. Впереди встречи с лидерами различных мирных и воинствующих партий послеапартеидной ЮАР.
Как они смотрят на изменившийся мир и какими средствами выражают и закрепляют свои сакральные ценности? Наверняка чему-то научимся и у них!
23 апреля 2021
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.