В Персии такие ж точно куры

Общим решением исследовательской команды 1 декабря иранская экспедиция завершилась-таки. Пожалуй, впервые за 18 лет «ЖИВОЙ ПАРАЛЛЕЛИ» это произошло спустя почти месяц после возвращения домой. Столько времени понадобилось для обобщения ее разномастных результатов при созревшей способности спокойно рассуждать об Иране, о состоявшихся там встречах, об уроках «СПОСОБОВ УСИЛЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ КУЛЬТУР», за которыми, собственно, и отправлялась команда.

Страна удивила, в первую очередь, той разницей, которая складывается в представлениях о ней в медийной среде и живыми впечатлениями от встреч с людьми и творениями их рук. Мы увидели прекрасный самостоятельный мудрый многоликий мир, который знает себя несколько тысячелетий, никуда не спешит, поскольку иншаллах, уверен, что Добро непременно победит зло и что ад – это не «после», а сейчас для той души, которая перестала слышать голос своей совести.

Исследовательские ожидания от экспедиции представляли собой пеструю ткань нашего вопрошания живучести:

  • Что закономерно происходит в живом историческом процессе, определяющем динамику культур и их исходы?
  • Какую работу совершает при этом культура над людьми?
  • Что при этом происходит с людьми – с «мыслящими мирами», с их идентичностью, которая закономерно дрейфует по мере изменения сознания человека, создавая развивающие, но и опасные противоречия в обществе?
  • Как творческие свободы людей, закономерно плененных культурой, могут «работать» на усиление живучести человеческих сообществ?
  • Как вообще следует понимать живучесть во «второй природе» при объективной смертности «первой»?
  • Каковы признаки культуры, продлевающие эту живучесть?
  • Что необходимо делать с культурой, чтобы поддерживать живучесть ее самой и ее «носителей», придавая устойчивость развитию сообществ и всего человечества?

Нет сомнений в том, что многие понимают значение ответов на подобные вопросы. Они определяют наши персональные судьбы, судьбы наших детей, влияют на счастье не столько «здесь и сейчас», сколько вдолгую, оправдывают или нет наши решения и выборы, образуют условия нашего перехода к более сильному и мудрому поведению, в котором все откровеннее нуждается мир, «потерявший сознание», как видится по многим признакам. Для руководителей компаний, из которых состояла наша путешествующая команда, все это так же актуально, поскольку ответы на вопросы к живучести культур определяют наши персональные судьбы, судьбы наших коллег и наших компаний. Они образуют условия исполненности беспокойств нашего Духа.

В итоговом обобщении собралось полтора десятка значимых для нас концептов. Это понятия живучести в человеческой природе; роли и качества культуры в обеспечении и усилении живучести; признаков живучих культур; базисных (экзистенциальных) отношений, которыми создается и поддерживается живучесть; кода культуры различных сообществ; форм собственного и несобственного развития в культурах; разнообразия личностных позиций в культуре и их особенностей; стратегий усиления живучести бессубъектными силами и силами, имеющими «движок субъектности». Есть и другое, чем теперь долго будет наполнена душа исследователей. В первую очередь – это сотня новых вопросов к себе и к миру людей. Чем не самый значимый результат?

Все это добыто в наблюдениях, разговорах и переживаниях встреч с простыми людьми, с потомками пророка, с кочевниками, с руководителями иранских компаний, со священниками и адептами его разнообразных древних, но, судя по всему, вечных верований… Добытое как-то прольется наружу в специальных дискурсах, образовательных проектах, книгах и статьях. А здесь пусть немного приоткроется «окошко» в Персию для тех, кто намерен познакомиться с нею ближе.

Вы не сможете не увидеть неповторяющуюся эстетику мечетей. Вообразите пространство хотя бы одной из них, сотканное из тысячей тысяч зеркал…

.

Скорее всего, вас удивит архитектура… голубятен, соизмеримых с храмами.

.

На улицах малых и больших городов удивят наивным прямодушием следы памяти героев Ирана, погибших в войнах за его честь, которая есть достоинство, завоеванное добродетелью.

.

Иранцы очень гостеприимный, открытый к общению народ. Поначалу это удивляет, а потом становится обыденной нормой. И ты знаешь, что любая встреча всегда завершится угощеньем.

.

Даже среди песков пустыни.

.

Открытость людей здесь – почти забытое в больших городах иного мира чудо. С первых же дней ты сознаешь и чувствуешь, что интересен, кажется, любому прохожему. А когда тебя искренне, прямодушно, а не дежурной улыбкой благодарят за любую покупку, то и вовсе таешь…

.

Странно между городами увидеть стоянки кочевников с небольшими стадами овец. Это не цыгане, а кочевые народности, которые знают свою историю не меньше чем за 400 лет и все эти века живут в согласии с ритмами природы. Правда, этот образ жизни постепенно остывает, как и все на свете без возобновляющегося источника сил. Но, как сказал нам один из старейшин, «квартира – слишком маленькое жилище для человека. Стены моего дома – это те горы, которые я вижу каждый день. Мы останемся.»

.

В здешних горячих местах планеты наибольшая драгоценность – это вода. Ее струи бережно упаковывают в тысячелетние подземные каналы и хранилища. Но и щедро дарят нуждающемуся.

.

Не всякий же путник доберется до Персидского залива.

.

А тот, кто доверится надежным властелинам пустынных дорог – команде великолепного Бобака, тот навсегда влюбится в самую жаркую и, наверное, в самую прекрасную пустыню мира – Даште-Лут. Она очарует неземными фантазиями Творца …

.

… обожжет ступни горячей пудрой безмолвных барханов…

.

… одной линией расчертит Вселенную пополам – на небесное и земное…

.

… подарит редкостную встречу с твоим одиночеством в великолепии песчаной Пустоты…

.

… приютит на время легкой тканью и успокоит тревогу души от встречи малого с Великим.

.

Если попытаться как-то сжато обобщить признаки страны, в которой мы побывали и которую увидели, то это будет примерно так…

  • Она самостоятельна – у нее есть все для безбедного и радостного существования;
  • Она памятливая – знает о себе самой больше 6 или даже 8 тысяч лет, может извлекать уроки из своей истории и не забывает это делать; сознает свои исторически излеченные «болезни» и здоровые силы;
  • Она умеет восстанавливать себя после разрушений – она аутопоэтична;
  • Она парадоксальна, поскольку для любого внешнего наблюдателя открывается противоположностями – долгим терпением и внезапным бунтом; способностью неспешно торговаться, но почти не уступать, зная свою выгоду; покоряться нашествиям, но сохранять бесценное – свой язык, код своей культуры;
  • Как и наша страна она необъятна, поскольку многолика своими неисчислимыми этносами, говорящими на разных, но и на одном языке; разнообразием своих ландшафтов от снежных гор до голубых морей; обилием верований, окрашенных общей уверенностью в необходимость Благих помыслов, Благих слов и Благих деяний… как учил Заратуштра;
  • Как и в наших людях в ее жителях душевное преобладает над рассчитанным – она открыта к доверительному общению;
  • Как и у нас в ней нет того строго порядка, при котором исчезает бездонное, таинственное, возможное, что содержит в себе Хаос. Здесь нет того безумного «порядка», которому поклоняется Европа и который в решительно изменившихся обстоятельствах мешает ей осознать, что человеческое побеждает придуманное – формальное – скотское. На смену исчезающего населения потерявшейся в собственных половых признаках Европы прибывает Персия с отчетливым различением сильных, умных мужчин и красивых, душевных, мудрых женщин. И не одна она;
  • Как и Россия она самобытна и потому малопонятна растворившимся в глобальных трендах человеческим мирам, потерявшим свои неповторимые прекрасные лица.

Тихий вечер. Вечер сине-хмурый.

Я смотрю широкими глазами.

В Персии такие ж точно куры,

Как у нас в соломенной Рязани.

Тот же месяц, только чуть пошире,

Чуть желтее и с другого края.

Мы с тобою любим в этом мире

Одинаково со всеми, дорогая.

Сергей Есенин. 1925. Баку

.

Благодарю всю нашу команду и обнимаю каждого – Сергея Юркина, Евгения Журавлева, Алексея Филиппова, Ивана Зазирного, Полину Осипову, Анастасию Родионову, Андрея Попельнуха, Андрея Жернакова, Ирину Протасову, Андрея СаламатИна, Юлию Филиппову, Андрея Мельника. Вы интересны, надежны, глубоки, друзья!

.

Благодарю душевно наших замечательных проводников по культуре Ирана – Амира Сину и Фархата. Вы смогли показать нам свою прекрасную страну!

Тихий восторг от команды Бобака, влюбившего нас в свою пустыню.

Экспедиция состоялась! И все продолжается

.

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru