Живучее племя Андаманских островов

Традиционная культура племен чрезвычайно ярка и самобытна, ее описание мало поддается обобщениям. У каждого, даже самого маленького племени — свои знаковые символы в костюме, свое переплетение кровнородственных и общинных начал, свои методы почитания многочисленных местных духов и богов, свои правила заключения брака и проведения культовых обрядов.

Яркий пример тому — андаманцы (онге, джарава, сентинельцы, ака) , коренное население входящих в состав Индии Андаманских островов. Это очень темные по окрасу кожи, курчавоволосые, крайне низкорослые люди. По мнению антропологов, племена андаманцев — это остаток одного из древнейших человеческих сообществ, которые смогли донести до нашего времени самые ранние формы социальной организации и культуры. У исследователей вызывает особенный интерес тот факт, что смешения почти не нарушали чистоту их облика, — это поистине уникальный случай.

Андаманцы органично вписаны в свое природное окружение — на протяжении тысячелетий они жили исключительно тем, что «приготовила» им сама природа, не нарушая баланса с этой средой и сохранив древние способы обеспечения своего существования. Ученые объясняют способность выживания аборигенов в отрыве от цивилизованного мира предельной адаптацией к своей среде. Это адаптация физиологическая (эластичность кожи, иммунитет к малярии, удивительная острота зрения), психологическая (приспособленность к мрачным лесным дебрям, наводящим страх на всех пришельцев) и, главное, хозяйственная.

Лесные жители отлично знают повадки зверей и свойства растений, в какое время года следует охотиться на гигантских черепах или кабанов, когда какое растение цветет и какими оно обладает лечебными свойствами, какое дает наиболее сочные и вкусные плоды.  Андаманский год расписан буквально по дням. Основная жизненная задача — добывание пищи, но, несмотря на нелегкий труд, всегда остается время для общих танцев и развлечений.  Своеобразная кульминация хозяйственного цикла —  сбор меда диких пчел. Зацветают медоносы — это означает подготовку к медовому сезону. Уменьшается луна — и тогда готовятся к походу за медом. Заранее заготавливают растение джини, сок которого обладает запахом, отпугивающим пчел. Обычно в сборе меда участвует вся группа — меда нужно много, он компенсирует организму недостаток сахара, которого мало в диких плодах…

Выжившие в своей особой природной среде в течение тысячелетий, эти люди чувствовали себя уверенно вплоть до столкновения с новопоселенцами, появления социального и этнического окружения, разрушающего их устоявшийся мир. Любопытство туристов — любителей экзотических впечатлений, незаконная деятельность туристических компаний, готовых за деньги организовать «человеческое сафари» в любой, даже запрещенный к посещению, уголок планеты, также наносят невосполнимый вред малочисленному народу. Так, по данным организации Survival International, занимающейся программами защиты малочисленных народов планеты, племя  андаманцев джарава пострадало от вспышек кори в 1999 и 2006 годах после встречи с посторонними.

Мы помним об эффекте бабочки. Не только глобализация, но и наши, казалось бы, незначительные поступки могут стать разрушительными для бесподобного, уникального, красочного разнообразия больших и малых культур, которое придает индивидуальность каждому обществу. Пусть сохраниться многогранная, древнейшая, священная, богатейшая, метафоричная, великая, яркая, самобытная, загадочная, мудрая…

 

Использованы источники:

Котин Игорь , Маретина Софья «Племена в Индии»

Народы мира. Люди,культуры, образы жизни / пер. с нем. Л.Кайсарова.- М.: АСТ: Астрель,2009.

http://www.survivalinternational.org

 

© 2024 ЖИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru